История Братства прерафаэлитов

Прерафаэлиты — направление в английской поэзии и живописи во второй половине XIX века, образовавшееся в начале 1850-х годов с целью борьбы против условностей викторианской эпохи, академических традиций и слепого подражания классическим образцам.


Картина прерафаэлитаБратство прерафаэлитизма состояло из из семи "братьев": Джона Эверетта Миллеса, Холмана Ханта, Данте Габриэля Россетти, его младшего брата Майкла Россетти, Томаса Вулнера, Фредерика Стивенса и Джеймса Коллинсона. В 1848 году познакомились студенты студенты Королевской академии художеств Холман Хант и Данте Габриэль Россетти. Хант помогает Россетти закончить картину "Юность Девы Марии", которая была выставлена в 1849 году. Хант знакомит Россетти с Джоном Эвереттом Миллесом, юным гением, поступившим в Академию в возрасте 11-и лет. Они обнаружили , что разделяют взгляды друг друга на современное искусство: они считали, что современная английская живопись зашла в тупик и умирает, и наилучшим способом возродить её будет возвращение к искренности и простоте раннего итальянского искусства. С самого начала были приглашены также студент Академии Джеймс Коллинсон, скульптор и поэт Томас Вулнер, молодой девятнадцатилетний художник и впоследствии критик Фредерик Стивенс и младший брат Россетти Уильям Россетти, который по стопам старшего брата поступил в художественную школу, в последствии стал известным художественным критиком и писателем. Развитие британского искусства определялось главным образом деятельностью Королевской академии художеств и как официальное учреждение, она весьма ревниво и осторожно относилась к нововведениям, сохраняя традиции академизма. Хант, Миллес и Россетти заявили что не желают изображать людей и природу отвлеченно красивыми, а события— далекими от действительности, и, наконец, им надоела условность официальных, образцовых мифологических, исторических и религиозных произведений. Они считали, что все необходимо писать с натуры и выбирали в качестве моделей друзей или родственников. Более того, прерафаэлиты Дама осени имеющая печальное лицоизменили отношения художника и модели — они стали равноправными партнерами.

Если герои картин Рейнольдса почти всегда одеты соответственно их социальному статусу, то Россетти мог рисовать королеву с продавщицы, богиню с дочери конюха. Членов Братства с самого начала раздражало влияние на современное искусство таких художников, как сэр Джошуа Рейнольдс, Дэвид Уилки и Бенджамин Хейдон. Положение усугублялось тем, что в то время художники часто использовали битум, а он делает изображение мутноватым и темным. В противоположность, прерафаэлиты хотели вернуться к высокой детализации и глубоким цветам живописцев эпохи Кватроченто. На загрунтованном холсте прерафаэлиты намечали композицию, наносили слой белил и убирали из него масло промокательной бумагой, а затем писали поверх белил полупрозрачными красками. Выбранная техника позволила добиться ярких, свежих тонов и оказалась такой долговечной, что их работы сохранились в первозданном виде до наших дней. Принципы Братства подверглись критике со стороны многих уважаемых живописцев: президента Академии художеств, Чарльза Истлейка, группы художников «Клика», которую возглавлял Ричард Дадд. Положение в определённой степени спас Джон Рескин, влиятельный историк искусства и художественный критик Англии. Несмотря на то, что в 1850 году ему было только тридцать два года, он уже являлся автором широко известных работ об искусстве. В нескольких статьях, опубликованных в «Таймс», Рескин дал произведениям прерафаэлитов лестную оценку, подчеркнув, что лично не знаком ни с кем из Братства. Он провозгласил, что их работы могут лечь в основу художественной школы, более величественной, чем все, что знал мир предыдущие 300 лет. Кроме того, Рёскин купил многие из картин Габриэля Россетти, чем поддержал его материально, и взял под свое крыло Миллеса, в котором сразу увидел выдающийся талант. Джон Рескин привёл в порядок идеи прерафаэлитов относительно искусства, оформив их в логичную систему. Рескин также провозглашал принцип верности Природе: "Не от того ли, что мы любим свои творения больше, чем Его, мы ценим цветные стекла, а не светлые облака… И, выделывая купели и воздвигая колонны в честь Того,.. мы воображаем, что нам простится постыдное пренебрежение холмам и потокам, которыми Он наделил наше обиталище— землю". Таким образом, искусство должно было способствовать возрождению духовности в человеке, нравственной чистоты и религиозности, не скованной обрядностью, что тоже стало целью прерафаэлитов.


После того, как прерафаэлитизм получил поддержку Леди из ШалотРескина, прерафаэлитов признали и полюбили, они входят в моду и получают более благожелательный приём на выставках Королевской академии, пользуются успехом на Всемирной выставке 1855 года в Париже. Однако Братство распадается, кроме юного революционного романтического духа и увлечения Средневековьем, мало что объединяло этих людей, и из первых прерафаэлитов только Холман Хант остался верен доктрине Братства. Когда в 1853году Миллес стал членом Королевской академии художеств, Россетти объявил это событие концом Братства. Постепенно уходят и остальные члены. Холман Хант, например, уехал на Ближний Восток, сам Россетти вместо пейзажей или религиозных тем заинтересовался литературой и создал много работ по Шекспиру и Данте.

‹‹ к списку статей