Клара Петерс — мастер фламандского натюрморта.

 Натюрморт как самодостаточный жанр сложился в творчестве голландских и фламандских художников в конце XVI века, а уже следующее столетие по праву назвали “золотым веком натюрморта”. Живописные полотна старых мастеров, работавших в этом жанре, принадлежат к числу выдающихся достижений мировой художественной культуры.


  Среди них достойное место занимает и творчество фламандской художницы Клары Петерс. Ее работы отличает высокая степень реалистичности изображения, элегантность композиции и особая тщательность в передаче разнообразных текстур.
Несмот­ря на то, что Кла­ра Петерс была доста­точ­но вли­я­тель­ной фигу­рой сво­е­го вре­ме­ни, о ее жиз­ни извест­но на удив­ле­ние мало. Роди­лась она в Ант­вер­пене в 1594 году (кре­ще­на 15 мая 1594 года), замуж вышла в 1639 году, умер­ла после 1657 года. Жила так­же в Амстер­да­ме и Гаа­ге.

   Ран­ние кар­ти­ны Петерс дати­ро­ва­ны 1607 годом. Худож­ни­це на ту пору было око­ло 14 лет. Неко­то­рые иссле­до­ва­те­ли сомне­ва­ют­ся, что в столь ран­нем воз­расте воз­мож­но создать такие каче­ствен­ные рабо­ты и, воз­мож­но, Кла­ра Петерс была на 10 лет стар­ше. Ана­лиз ее ран­них работ пока­зы­ва­ет, что худож­ни­ца про­шла хоро­шую шко­лу в тех­ни­ке мас­ля­ной живо­пи­си. Сре­ди ее учи­те­лей назы­ва­ют Бер­та Осиаса, извест­но­го масте­ра натюр­мор­та из Ант­вер­пе­на, сыг­рав­ше­го не послед­нюю роль в ста­нов­ле­нии цве­точ­но­го натюр­мор­та и натюр­мор­та – “зав­тра­ка”.
Надо ска­зать, что един­ствен­ный жанр, где мог­ли про­явить себя жен­щи­ны-худож­ни­цы того вре­ме­ни, был натюр­морт. На про­тя­же­нии дли­тель­но­го вре­ме­ни жен­щи­нам запре­ща­ли изу­чать ана­то­мию и изоб­ра­жать обна­жен­ную нату­ру. Им оста­ва­лось един­ствен­ное – запе­чат­ле­вать пищу, цве­ты и посу­ду. И Кла­ра Петерс в сво­ем жан­ре достиг­ла зна­чи­тель­ных высот. Излюб­лен­ны­ми тема­ми для нее ста­ли “зав­тра­ки” и сер­ви­ро­ван­ные сто­лы.

   Фла­манд­ский натюр­морт как жанр отли­ча­ет ярко выра­жен­ная деко­ра­тив­ность, и рабо­ты Петерс тра­ди­ци­он­но насы­ще­ны рос­кош­ны­ми цве­та­ми и не менее рос­кош­ной посу­дой. Золо­тые чаши и куб­ки, сереб­ря­ные блю­да и сто­ло­вые при­бо­ры выпи­са­ны с осо­бой тща­тель­но­стью и мастер­ством. Изоб­ра­жен­ные дра­го­цен­ные пред­ме­ты гово­рят об изыс­кан­ном вку­се ее кли­ен­ту­ры. Более того, мно­гие из ее кар­тин выпол­не­ны в боль­шом фор­ма­те, а сто­и­мость таких “фор­мат­ных” работ была выше обыч­ных . Все это сви­де­тель­ству­ет о том, что Кла­ра Петерс была весь­ма пре­успе­ва­ю­щим живо­пис­цем. На неко­то­рых полот­нах респек­та­бель­ная худож­ни­ца “про­би­ва­ла” свое имя на сереб­ря­ном сва­деб­ном ноже, бога­то укра­шен­ным фигу­ра­ми, пред­став­ля­ю­щих собой доб­ро­де­те­ли веры и уме­рен­но­сти. Заман­чи­во пред­по­ло­жить, что, воз­мож­но, этот нож был сва­деб­ным подар­ком самой Кла­ре.


  Натюр­мор­ты XVII века содер­жа­ли глу­бо­кий алле­го­ри­че­ский смысл, часто непо­нят­ный совре­мен­но­му зри­те­лю. Даже для про­фес­си­о­на­лов-искус­ство­ве­дов он не все­гда оче­ви­ден. При­ме­ром может послу­жить одна из ран­них работ Кла­ры Петерс “Натюр­морт с бока­лом вене­ци­ан­ско­го стек­ла, куб­ком и горя­щей све­чой”. Центр кар­ти­ны – оло­вян­ное блю­до со сла­до­стя­ми и бока­лом крас­но­го вина. Спра­ва рас­по­ло­жен под­свеч­ник с горя­щей све­чой. Горя­щая све­ча, муха и золо­тое коль­цо часто интер­пре­ти­ро­ва­лись как сим­во­лы быст­ро­теч­но­сти вре­ме­ни и брен­но­сти жиз­ни. Све­ча сим­во­ли­зи­ро­ва­ла тече­ние вре­ме­ни, муха – смерть, коль­цо – бес­по­лез­ность богатств после смер­ти. В этом кон­тек­сте бокал крас­но­го вина и сахар­ный крест – сим­во­лы Хри­ста, кото­рый про­лил свою кровь на кре­сте, что­бы иску­пить гре­хи чело­ве­че­ства. Нако­нец, веточ­ку роз­ма­ри­на мож­но рас­смат­ри­вать как сим­вол веч­но­сти.
 Искус­ство­ве­ды свя­зы­ва­ют этот натюр­морт не с мрач­ным виде­ньем жиз­ни, а, наобо­рот, с одним из самых радост­ных собы­тий в жиз­ни чело­ве­ка — со сва­дьбой. Золо­тые коль­ца с кам­нем в виде сти­ли­зо­ван­ной клуб­ни­ки в XVII веке часто исполь­зо­ва­лись в каче­стве подар­ка неве­сте, посколь­ку клуб­ни­ка оли­це­тво­ря­ла пло­до­ро­дие и брак. Роз­ма­рин сим­во­ли­зи­ро­вал семей­ную вер­ность. Сла­до­сти на блю­де – типич­ное уго­ще­ние на сва­дьбах, одно из них в виде серд­ца. Зажжен­ная све­ча оли­це­тво­ря­ла при­сут­ствие Свя­то­го духа, освя­ща­ю­ще­го таин­ство бра­ка и, нако­нец, два бока­ла сим­во­ли­зи­ро­ва­ли мужа и жену. Выпеч­ка в виде бук­вы Р – свое­об­раз­ная под­пись худож­ни­цы (пер­вая бук­ва фами­лии Peeters). Поми­мо сво­е­го име­ни Кла­ра Петерс оста­ви­ла на кар­тине и свое изоб­ра­же­ние. При вни­ма­тель­ном рас­смот­ре­нии отра­же­ние худож­ни­цы мож­но уви­деть на осно­ва­нии под­свеч­ни­ка.
Свои мини­а­тюр­ные авто­порт­ре­ты Кла­ра Петерс оста­ви­ла так­же на “Натюр­мор­те с цве­та­ми и куб­ка­ми”, “Натюр­мор­те с оре­ха­ми, сла­до­стя­ми и цве­та­ми”, “Натюр­мор­те с сыра­ми и мин­да­лем” и дру­гих про­из­ве­де­ни­ях.

  Позд­ние рабо­ты худож­ни­цы харак­те­ри­зу­ют­ся моно­хром­ной палит­рой, низ­ким углом про­смот­ра и огра­ни­чен­ным чис­лом пред­ме­тов. Послед­ние кар­ти­ны Кла­ры Петерс дати­ро­ва­ны 1657 годом и поэто­му дату ее смер­ти услов­но при­вя­зы­ва­ют к это­му году. На сего­дняш­ний день извест­на 31 кар­ти­на, при­над­ле­жа­щая кисти Кла­ры Петерс и 76 чис­лят­ся за ней пред­по­ло­жи­тель­но. Жен­щи­на-худож­ни­ца была необыч­на для сво­е­го вре­ме­ни и с этой точ­ки зре­ния мож­но ска­зать, что Кла­ра Петерс была самой извест­ной жен­щи­ной XVII сто­ле­тия. Ее вклад в фор­ми­ро­ва­ние бан­кет­но­го натюр­мор­та и натюр­мор­та-зав­тра­ка несо­мне­нен и неоспо­рим. Сей­час ее кар­ти­ны нахо­дят­ся в круп­ней­ших музе­ях мира и ценят­ся очень доро­го. Так “Натюр­морт с сыра­ми и мин­да­лем” был про­дан за рекорд­ные 1.5 млн. евро. Пред­ла­га­ем ваше­му вни­ма­нию еще несколь­ко работ талант­ли­вой худож­ни­цы XVII века.

‹‹ к списку статей