ПЕЙЗАЖ ПИССАРРО

Картина "Оперный проезд в Париже" из серии городских пейзажев конца 90-х годов, является прекрасным примером творчества Писсарро. Художник воссоздает вид на площадь французского театра, открывавшегося из окон отеля "Лувр", где в те годы жил автор - К. Писсарро. Главное здесь - будничная простота мотива. К нему художник возвращается шесть раз в разные времена года, с характерной данному периоду топографической точностью. Эта серия пейзажев принадлежит к числу важнейших открытий живописи XIX века.
Пейзаж написан утром, как явление, длящееся некоторое время. Так только что выпавший снег, еще белый на крышах, уже стал серой массой на асфальте тротуаров и сделал мокрой и блестящей мостовую с отражениями.Картина "Оперный проезд в Париже"
Влияние неоимпрессионстов чувствуется, но Писсарро не пренебрегает конструктивностью пейзажа, ясным чередованием планов. Его привлекает обыкновенное чудо воздушной атмосферы: влажный, прозрачный, мглистый воздух; лучи февральского солнца скользящего по ветвям платанов, пробивающихся сквозь пленку сероватых облаков, чуть затягивающих голубизну неба. Ощутима особая окраска утреннего воздуха, укутывающего всю улицу, потоки экипажей, мелькающие фигуры людей, падающие хлопья снега сливаются, превращая в единое оптическое целое, зыбкое, бисерно-мерцающее, делая почти неразличимым здание Гранд-Опера. Небо написано голубым и белым, и тянется параллельно мостовой над домами, хотя здесь можно заметить розовые, фиолетовые и желтые цвета.
Ясно читается сетка горизонталей и вертикалей: темные первые и последние этажи зданий подчеркивают горизонтали карнизов, изображения труб и крыш домов на фоне неба, отделяют первые этажи от светлого асфальта.
Вертикализм достигается симметрично расположенными фонарями, деревцами, домами, но приглушается их овальными завершениями (дающих горизонтали), разветвленностью веток деревьев, карнизами домов.
В городском пейзаже прошлого века нет той динамики, какой наполнен город Писсарро, появляющейся из смелой и экономной точности живописной техники. Картина полна движения: снег падает размеренно, неторопливо плывут облака; поток экипажей с соседних улиц и площади вливается в проезд между симметрично расположенными, замыкающими его зданиями.

Проезд - сильный прорыв в глубину при помощи цвета, движения экипажей, облаков, людей, хотя картину можно представить без них. Овальные формы парапетов, фонтанов, вертикали домов, деревьев, фонарей, широкие горизонтальные мазки на мостовой задерживают взгляд на первом плане. Их симметричность придает четкость построению. Этому способствует цвет, приобретаю?щий то желтые, то зеленые, то серые тона проезда с экипажами и домами по сторонам. Но, повозка, устремленная в сторону зрителя, взятый ракурс (дом, на правой стороне, дается почти фронтально, уравновешиваясь количеством людей и экипажей, направ?ленных вглубь) тормозят движение.

Живописная манера Писсарро показательна для искусства импрессионистов, которые любой избранный мотив насыщали движением света. Ему характерна мягкая сдержанная гамма, эффект черных и серых тонов он достигает при помощи мелких, прилегающих друг к другу, мазков лилового, розового, зеленого оттенков, которые воздушной тканью затягивают пейзаж, но сохраняют четкий контур. Для изображения фигуры человека художнику достаточно несколько мазков, причем убежденность в том, что это фигура человека не исчезает.
Раньше живописцы дополняли видимое знаемым, импрессионисты же стремились уловить летучий момент, приближаясь к чистой видимости, создавая впечатление движения и жизни. Писсарро передает это размытостью очертаний, расплывами цвета, тающими формами.
Пейзаж Писсарро - это приветливый, ясный, светлый, далекий от туристского прихорашивания, от угнетающей ущербности оборотной стороны дна города. Современный Париж не центр развлечений праздности и душевного распада, а нормальный город рождающегося двадцатого века, созданный для человека, что является одним из важнейших открытий французского искусства, создающего новое мироощущение нового века.


‹‹ к списку статей