Творчество Юона Константина Федоровича (часть2)

Детские впечатления Юона от исторических памятников и жизни, бурлящей рядом, вокруг них, были настолько сильны, что они постоянно жили в сознании будущего живописца, будоража его память и фантазию. В годы учебы в реальном училище Юон придумал «игру в архитектуру». Эта игра заключалась в проектировании дворцов, храмов, архитектурных ансамблей, посвященных различным возвышенным идеям, наукам и искусствам, великим людям. Он рисовал фантастические проекты, планы, интерьеры этих сооружений, системы парков, стилизуя архитектурные формы и образно претворяя стихийные силы природы и человеческие мысли и чувства. Эта игра продолжалась несколько лет;ею увлекались и некоторые мои школьные товарищи по Училищу живописи, ваяния и зодчества будущие архитектуры, помогавшие в осуществлении проектов моего строительства.


Увлечение архитектурой было непосредственной причиной моего решения поступить в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, однако впоследствии оказалось, что краски перетянули, и он стал живописцем. Может быть именно в "игре в архитектуру" находятся истоки будущих фантастических замыслов художника, получивших фантастических замыслов художника, получивших свое воплощение и в серии "Сотворение мира", в и цикле так называемых умозрительных, космических произведений. Соприкосновение с памятниками старины, музыка, увлечение русской историей, исторические романы Лажечникова, Загоскина, А. К. Толстого , архитектурные импровизации, посещения Третьяковской галереи, самостоятельные занятия живописью все -это способствовало направленности творчества будущего художника. И, как мы увидим далее, искусство Юона будет иметь «точки схода» с литературной в последовательной разработке темы, в многоплановости изображения, с музыкой- в гармонии цвета, в игре декоративных пятен, с архитектурой-придуманной организацией, построением живописных планов, четкостью композиции. Чуткий к требованиям своего времени, Юон всегда будет идти в русле исканий современной ему литературы и музыки.

Детские и юношески годы были для Юона ступеньками в его подготовке к будущей профессии. После окончания реального училища Юон в 1894 году поступает в начальный класс Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Им был успешно сдан конкурсный экзамен по рисунку, необходимый для вступления в ряды учащихся. Московское училище живописи, ваяния и зодчества являлось крупной художественной школы России. Организованное в 1832 году, оно первоначально называлось Натурным классом, потом Художественным классом, а с 1843 года — училищем живописи и ваяния. Его воспитанниками, а затем преподавателями были В. Г. Перов, А. К. Саврасов, А. Е. Архипов, В. А. Серов и другие.


В период занятий Юона в Московском училище было четыре класса — начальный, головной, фигурный и натуральный. В последнем- натуральном классе для всех учащихся было обязательным каждым месяц представлять композиционные эскизы на заданные темы. От учащихся других классов этого не требовалось, но они имели право присоединятся к композиционным занятиям старшеклассников. И с самого начала учебы Юон воспользовался этим правом , получив возможность присутствовать на занятиях и слушать вдумчивый разбор эскизов, который проводил профессор натурного класса- К. А. Савицкий. Его анализ композиций,- вспоминал художник,- меня предельно увлекал проницательностью, логичностью и благородной мудростью. Отношение К. А Савицкого ко всему человеческому и человечному отличалось исключительной чуткостью и глубоко запало в мое сердце. Стремление к познанию тайн искусства, желание больше работать было велико среди учащихся. Занятия, проходившие в стенах училища, не могли полностью удовлетворить их запросов и трудовой энергии. Поэтому группа учеников, в которую входил Юон, организовала свой « клуб-квартиру», находившуюся в Стрелецком переулке. В ней устраивались собрания, диспуты по вопросам искусства, занимались живописью, рисунком, выполняли заказы. В «коммунальной квартире» организовались вечеринки , здесь мечтали и говорили о будущем. Сюда, к молодежи заходил в то время уже тяжело больной А. К. Саврасов и, пользуясь чужими холстом и красками, писал иногда картинки для продажи сухаревским палаточникам по три-пять рублей за штуку.

Пребывание Юона в Училище совпало с переломным моментом в истории русской живописи. Передвижничество, сыгравшее огромную роль в истории русского искусства 70-80 х годов, прошло точку своего апогея. На смену старшему поколению передвижников пришло новое, мировосприятие которого диктовало иные формы выражения, иные творческие интересы. Новые тенденции были отмечены поисками выразительной художественной формы, стремлением к усилению эмоционального начала. Живописные открытия импрессионистов интересовали московскую художественную среду с точки возможностей обогащения лирической выразительности образа. Прямой гражданский пафос передвижничества сменяется утверждениям субъективных настроений» приговор действительности» заменяется лирическим диалогом с окружающим миром. Многообразными становятся поиски идеала красоты в искусстве. Так, Левитан, Серов, архипов раскрывают красоту обыденной жизни, а Нестеров, Врубель ищут ее в сказочных грезах, в фантастическом полете воображения, в обращении к прошлому, к религиозным мотивам.

‹‹ к списку статей