Укаринские художники-передвижники, часть 2

Сергей Иванович Светославский — художник который внес вклад и в русское и в украинское искусство. Родился в Киеве, детство и отрочество протекали главным образом в России, а с 1870 года - в Москве. Вплоть до смерти жил на Украине. Первая значительная картина художника - «Из окна Московского Училища живописи», была приобретена Третьяковым прямо с ученической выставки. Третьяков назвал Светославского в числе наиболее талантливых молодых пейзажистов Москвы, и Светославский посвящает Москве и полотна «Дворик» и «Постоялый двор в Москве». Интимные уголки Москвы, торжественные ансамбли не раз вдохновляла Светославского — создателя архитектурного пейзажа. Светославский был учеником Перова и Саврасова, воздействие на художника оказал и Поленов, сменивший в Училище Саврасова. В творчестве Светославского пейзажный образ часто переплетается с жанровыми мотивами, пейзажист по призванию, мастер многообразный, многосторонний, умевший видеть многое и в облике современного города и в сельском ландшафте, особенно украинском. Украинские пейзажи проникнуты песенным духом, уводят воображение зрителя в глубь веков. «Днепровские пороги» изображающий место, где некогда пролегал древний путь «из варяг в греки», овеян народными песнями, которые поют кобзари под аккомпанемент бандуры, верно передано диковатое своеобразие этих исторических мест.


В другом регистре написана картина «Паром» - чуть плещущие бирюзовые воды Днепра, с золотистыми отсветами накаленного солнцем песка и в то же время прохладные и свежие, на пароме мирно беседуют селяне, на песчаной косе видна группа ожидающих пассажиров. Днепр органически сплетен с повседневными делами и заботами людей. В поздних пейзажах Светославского органичнее и теснее становятся связи его искусства с жизнью Украины, картины изображающие города, деревни, рыбачьи поселки, рассказывают об укладе жизни украинской провинции. Передвижники наивысшего расцвета достигли в 80-90- годах, условия подъема революционного движения и назревания первой русской революции - происходит дальнейшее развитие и углубление демократического реализма, что обусловливает блестящие успехи во всех видах живописи, и особенно в живописи бытовой и исторической, нашли наиболее зрелое, классическое выражение идейные и эстетические принципы, которые были выработаны в русской демократической живописи первым поколением передвижников, достигает своего зенита зародившаяся в недрах предшествующего десятилетия тенденция к типизации, к широким художественным обобщениям, к эпическому, монументальному изображению народной жизни. Прежде всего это проявилось в создании монументальных народных эпопей. Народ всегда стоял в центре внимания демократической живописи второй половины XIX века. В произведениях 60-х годов он изображался задавленным жесточайшим социальным гнетом, в произведениях 80-х раскрылись таящиеся в народе огромные потенциальные силы, его способность к протесту, к борьбе за свои права. Народ выступает как могучая социальная сила, как истинный герой истории. Широкое изображение народной жизни, типизация явлений действительности сочеталась с выработанными в предшествующие десятилетия принципами фабульности, событийности в подаче сюжета, жизненной достоверностью типажа, с тонкостью психологического анализа, достигая в этом высокого синтеза и совершенства. Период расцвета переживает и пейзажная живопись, поражающая богатством и многообразием исканий. В ней активно утверждается эпическое начало, тонко переплетающееся с лирическим. Создаваемые художниками 80-х и начала 90-х годов образы родной природы насыщаются патриотическими гражданственными чувствами, в них получают отражение думы и чаяния народа. Решение творческих задач активизировало поиски художниками новых средств обогащения живописного языка, обращение художников к пленэрной живописи, к передаче пластического и цветового богатства мира.

Передвижники продолжают взаимоотношения с западным искусством. Пенсионеры Академии 60-х годов ездили за рубеж продолжать обучение у современных западных учителей, а молодежь 80-х — изучать, а не учиться. Передвижники в своей борьбе за национальную демократическую живопись страстно утверждали необходимость обращаться к русской действительности и оттуда черпать темы и сюжеты для своих произведений, и были противниками длительных заграничных командировок. Например Перов просил Академию разрешить вернуться ему раньше, мотивируя свою просьбу тем, что не может плодотворно работать в отрыве от родины. Получив право на пенсионерство за границей, Шишкин вместе с Боголюбовым просили вначале путешествовать по Волге и Каспию. Передвижники отнюдь не интересовались современным состоянием западного искусства, напротив, в своем развитии русская реалистическая школа опиралась не только на национальные традиции, но и на опыт и достижения современного Запада. В своем развитии демократическое искусство разных народов Европы, в том числе и России, имело много родственного. Русский реализм второй половины 19 века был одной из национальных европейских школ. Передвижники искали и приветствовали в искусстве современного Запада то, что им было родственно, что соприкасалось с их творческими стремлениями. Они интересовались дюссельдорфской школой, французским искусством.


Стасов сетовал, что под нажимом сил контрреволюции работы Курбе были сняты с международной выставки в 1873 году. Поленов и Репин в своих письмах восхищаются Реньо. Передвижники следили и за искусством многих других стран Европы - английским, голландским, швейцарским и другими, и это знакомство было очень важно. Поэтому все, что было близко задачам демократического русского искусства в современном искусстве Запада, - все это внимательно и горячо обсуждалось передвижниками и столь же страстно отвергалось то, что казалось им чуждым. Они резко осуждали и поверхностный, эстетский подход к искусству, о котором свидетельствовал целый ряд произведений, представленных на современных выставках во многих городах Европы, они ценили то что считали выражением национального духа данного народа, поэтому высоко ценили Дюсельдорфскую школу и английский пейзаж. Возможно, что знакомство с творчеством Тройона и Розы Боннар натолкнуло Шишкина выбрать своим излюбленным жанром пейзаж с животными. Бывали и неоправданные увлечения, такие, как увлечение Каламом у некоторых пейзажистов, как чрезмерно восторженная оценка испанского художника Фортуни. Обращение к лучшему опыту зарубежных современных мастеров ни в какой мере не может поставить под сомнение глубокое своеобразие русской демократической школы искусства. Так происходило с развитием ряда национальных школ реалистического искусства Европы второй половины XIX века, из которых каждая имела свои особые, исторически обусловленные тенденции развития и свои особые задачи и в то же время ряд общих черт и общих задач.

‹‹ к списку статей